Коллектив Селемджинской лесозаготовительной компании "Февральлес" начал бессрочную голодовку. Рабочие протестуют против невыносимых условий, в которые их поставил китайский предприниматель - генеральный директор фирмы.
Работники, доведенные до крайности безденежьем и бесправием, обещают, что не выйдут с территории предприятия, пока их не услышит правительство области или хотя бы собственное руководство. Спать они будут по очереди - на 35 человек здесь всего две кровати. При этом, говорят они, нарушать свои обязанности перед работодателем никто не собирается - работа будет выполняться в полном объеме и в срок.
Экономия по-китайски
Напомним, что конфликт между коллективом и руководством "Февральлеса" длится уже несколько месяцев. В конце прошлого года фирма, тогда еще крупнейшая в Селемджинском районе и третья по величине экспорта леса в области, была продана китайскому предпринимателю. А с мая этого года на предприятии начались массовые увольнения. Почти из 400 человек сейчас осталось всего 35. Естественно, работа стоит: срубленные еще зимой и весной почти 20 тысяч кубометров леса до сих пор лежат на дальних делянах. Его просто некому оттуда вывезти. Да и не на чем: на технику, запчасти и солярку руководство скупится не меньше, чем на зарплату русским рабочим.
- За последние полгода моя зарплата сократилась почти в два раза, - рассказывает механик Алексей Белоус. - Раньше я получал 15 тысяч, причем работал вахтовым методом: полмесяца на работе, остальное время отдыхал. А при новом руководстве второго механика сократили, так что мне пришлось трудиться без перерывов, зато зарплата у меня теперь - 13 тысяч за целый месяц.
В подобной ситуации оказались все оставшиеся сотрудники "Февральлеса". Уборщица Наталья Пуртова получает 4,5 тысячи рублей - это с северными надбавками и районным коэффициентом. А за квартиру платит шесть (!) тысяч. Сейчас Наталья, у которой уже есть один ребенок, на седьмом месяце беременности. Доведенная до отчаяния, женщина тоже была намерена участвовать в голодовке. Однако фельдшерам, которые прибыли дежурить на предприятие, удалось ее переубедить.
- Многие из уволившихся нашли себе работу: поехали на вахты в другие районы, - рассказывает председатель профкома "Февральлеса" Сергей Сулим. - При этом почти все они готовы вернуться, если у них снова будут нормальные условия: прежняя зарплата, выходные дни и отпуска. Ведь коллектив у нас был дружный, да и семьи у всех живут в Февральске. Я подчеркиваю: мы не против китайского руководства, если оно будет уважать российские законы и наши права. Но есть те, кто ехать на другую работу не может. Например, у меня жена - инвалид, я не могу оставлять ее надолго, а у некоторых - маленькие дети. А кто-то просто не хочет уезжать. Действительно, по какому праву нас отсюда выживают? Мы уверены: идет целенаправленное выдавливание русских с предприятия при попустительстве наших же властей. Нам терять уже нечего, так что бороться будем до конца.
Квота на совесть
Между тем в феврале этого года генеральный директор "Февральлеса" Сунь Юньтай подал заявку в областное управление миграционной службы на выделение для предприятия квоты на 222 китайских работника. Причем, согласно заявлению, гастарбайтеры должны были занять те рабочие места, которые в феврале еще не были вакантными - там трудились русские. Заявление на привлечение иностранцев на работу не было согласовано с главами поселка и района, как должно быть по закону. Тем не менее миграционная служба дала добро.
Теперь, когда большая часть коллектива уволилась, для иностранной рабсилы дорога открылась. Около 50 китайских рабочих уже поселились в общежитии на территории предприятия. До нового года должны приехать и остальные. Пока гастарбайтеры не работают - только рассматривают наши грузовики да вездеходы. По-русски они не говорят, однако, по словам русских "февральлесовцев", квалификация у китайцев весьма сомнительная. Впечатление такое, что с тяжелой техникой они никогда не работали. Еще удалось выяснить, что платят гостям из-за Амура около пяти тысяч рублей в месяц, и их такие деньги устраивают, ведь на родине они получали бы примерно столько же.
Ситуация эта еще с мая была известна и прокуратуре, и областному правительству. Однако положение русских на предприятии все это время только ухудшалось. На представление заместителя прокурора района Матвея Мягкова от 6 июня этого года Сунь Юньтай дал письменный ответ, а точнее - отписку. В бумаге значится, что все нарушения устранены. Прокурор гендиректору поверил и ушел в отпуск на два месяца. А должен был проверить. На деле руководитель "Февральлеса" и пальцем не пошевелил, чтобы улучшить положение работников. Правительство области регулярно получало отчеты главы района Сергея Мельничука о положении дел на предприятии, но ни разу не вмешалось.
В начале сентября, когда профсоюз "Февральлеса" выходил на забастовку, в Февральск уже приезжала примирительная комиссия в составе главы района и сотрудников Государственной инспекции труда в Амурской области. Тогда гендиректору Сунь Юньтаю было вынесено предписание - устранить все нарушения до 25 сентября 2008 года. Забастовка прекратилась, люди в последний раз поверили, что дело может решиться миром.
Однако руководитель предприятия, как выяснилось, никак не отреагировал на замечания, как и на предыдущее предписание из прокуратуры. Более того, на момент последней проверки, 29 сентября, зарплата не только осталась незаконно урезанной, но и была задержана на полмесяца. Лично на предприятии китайский руководитель ни разу не появлялся - ответ перед проверяющими органами держал его юрист.
Между тем, следственное управление по Амурской области начало доследственную проверку по делу руководителя "Февральлеса". Сейчас решается вопрос о возбуждении в отношении его уголовного дела.
Виталий Дорожко, государственный инспектор труда по правовым вопросам:
- В "Февральлесе" нарушены абсолютно все пункты российского Трудового кодекса. Не оформлено ни одного Трудового договора, нет положения об оплате труда, графика отпусков и правил внутреннего трудового распорядка. Людям не дают отпуска, а если дают, то не оплачивают. Им не платят за работу во вредных и опасных условиях, сверхурочные и за ночные работы, работу в праздники и выходные. Что касается основной зарплаты, даже она ниже установленной законом. На федеральном уровне подписано трехстороннее соглашение, по которому зарплата в сфере лесозаготовок в северных территориях должна составлять как минимум 14 тысяч рублей.
Кроме того, работодатель игнорировал существование на предприятии профсоюзной организации, не согласовывая с ее председателем никакие нормативные акты, которые сам издавал. Кстати, все нормы российского трудового законодательства распространяются и на китайских наемных работников. Так что если генеральный директор и наберет себе коллектив из одних китайцев, которые согласны получать по пять тысяч в месяц и не иметь никаких прав и гарантий, его все равно будут привлекать к ответственности по российским законам. Сейчас, после трех административных взысканий - штрафов, которые заплатил Сунь Юньтай, дело уже передано в суд. Поставлен вопрос о дисквалификации данного руководителя.